Юлия Андреева
Сторителлинг и ресурсы Курочки Рябы
В 2019 году Высшая школа журналистики и медиакоммуникаций Казанский федеральный университет запускает новую магистерскую программу «Трансмедиа сторителлинг: сценарист для новых медиа и веб-форматов».
Вначале было слово, потом слова переплелись в истории и стали править миром. Одна из самых древних – история Одиссея, его фантастических странствий, бегство и возвращение к любимой Пенелопе. Только познав себя и открыв большой мир, странник обрел свое место в мире. Тот, кто стал героем истории – получил бессмертие. Имя Елены Прекрасной, «виновницы» Троянской войны, живет в легендах, а вот о ее сестре, говорят, еще более блистательной красавице, историю не сочинили, так сейчас никто не вспомнит даже, как бедняжку звали. Что истории делают с нами? Почему, зная финал историй, мы продолжаем оплакивать Ромео и Джульетту, сопереживать погибающим на «Титанике»? В основе истории лежат главные ценности – Любовь и Жизнь, раскрываются архетипы коллективного бессознательного.

О, да… с историями тут не все так просто. Вспомните сказки. Чего только стоит драматическое повествование о Курочке Рябе. Кто знает, о чем эта притча-сказка? Логлайн этой истории мог бы быть такой: «Бедные, малообразованные и консервативные герои получили дар – золотое яйцо, но в силу ограничений, не знали, как его применить и раскрыть… По силам им было только яйцо простое. Но именно оно, «простое», содержало символ сущего, символ самой Жизни». В простоте - главный смысл.
Да-да, в основе всего лежит история. Сторителлинг – так сегодня мы называем умение рассказывать истории. (Калька с английского: story – история; tell - рассказывать). Технологии сторителлинга используют в рекламе и политике, в проповедях и техниках продвижения всех без исключения стартапов; истории лежат в основе обучения и даже лечения. Исцеляющая душу психотерапевтическая метафора – пример искусного сторителлинга. Без истории нет жизни. Ведь жизнь каждого из нас – это уникальная история успеха, рассказанная нами большому миру.
Новое магистерское направление ВШЖиМК «Трансмедиа сторителлинг: сценарист для новых медиа и веб-форматов» - неожиданный образовательный «коктейль». Сочиняя его мы взяли следующие ингредиенты: базовые теории драматургии и психологии влияния, филологической нарратологии и философии кросс-культурных кодов. Приправили мастерскими по кинематографу и мультипликации, деловой журналистике, политике и PR, а для пикантности и усиления звучания композиции добавили техник по мотивационному коучу и саморазвитию, IT и медиадизайну, продюсированию, бизнес-моделированию и медиа-инжинирингу.

Высшая школы журналистики будет учить магистрантов рассказывать истории в цифровом формате. И у нас в этом направлении есть богатый опыт. В Казанском федеральном университете уже сейчас презентуются необычные творческие проекты, созданные студентами в соавторстве с… нейронными сетями. В 2019 г. магистранты презентовали фильм, сценарий и сам «творческий» контент которого создала программа. И пусть учащихся и коллег не пугает обилие англоязычных заимствований, образовавшихся ввиду отсутствия устоявшейся русскоязычной терминологии: гибридное творчество расширяет горизонты познания.

Даже акула из Икеи уже пишет свой нарративный подкаст.
Хотите приоткрыть завесу тайн сторителлинга? Итак, это инновационная стратегия передачи информации в виде завершенных историй с применением моделирования оригинальных семиотических «упаковок». Цифровая коммуникация использует особенности кросс-чтения, и это норма в ситуации многозадачности, «информационного шока». Известный нам скимминг – чтение по заголовкам, врезам, когда взгляд цепляется за интересное. Важно, что «залипающие» кнопки, остаются в поле зрения при скроллинге страницы. Для «якорения» внимания в сторителлинге используются герой, среда (контекст), цель и мотивы героя. В основе сторителлинга лежит история, рассказанная по законам драматургии. История, оказывающая максимальное воздействие на аудиторию, такие «сторис» взрывают инфосреду, набирают большее число просмотров и комментариев. Сторителлинг может быть кросс-медийным, мультимедийным и трансмедийным. Среди журналистов и близких к созданию профессионального медиаконтента людей есть даже термин «сделать снегопад» («to make a snowfall»), по названию первого проекта в «Нью Йорк Таймс», с использованием технической полифонии разных медиаформ. Цифровые тоннели коммуникации настолько разнообразны, что не понятно, где кончается один профиль и открывается новое приложение. Аналитик медиа Кевин Молони пишет: «С трансмедиа мы больше не рассказываем только одну историю. Мы рассказываем много историй, которые становятся плотью на костях мира».

Новые технологии, такие как мультимедийный, кросс-медийный и трансмедийный сторителлинг будут все активнее использоваться в сфере массовых коммуникаций. А значит, профессорам и мастерам Высшей школы журналистики будет с вами интересно экспериментировать.
Пример интерактивного сторителлинга в игре Detroit
…Так о чем она будет, ваша лучшая история?
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website